Модели смешанного обучения
Наиболее популярные сегодня модели смешанного обучения:
Внутри классно-урочной системы – модели ротации:
1. Перевёрнутый класс
2. Смена рабочих зон
3. Автономная группа
По сути, смешанное обучение это система, в которой составляющие ее компоненты гармонично взаимодействуют, при условии, что все эти компоненты грамотно методически организованы.
Важным элементом всех моделей смешанного обучения, является интерактивное взаимодействие, которое может осуществляться по следующим схемам:
- Взаимодействие учитель — ученик ( обмен электронными сообщениями, объявления, дискуссии, мини лекции)
- Взаимодействие ученик-ученик (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и др.)
- Взаимодействие ученик — учебный материал (материал для чтения, электронные учебники, пособия и материалы курса)
1. Смена рабочих зон
Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.
Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН.
2. Смена классов (лабораторий)
Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.
3. Индивидуальный план
Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д.
В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.
4. Перевернутый класс
Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.
В модели «перевернутый класс» теоретический материал дается на предварительное изучение учащимися дома (за компьютером). Практические навыки отрабатываются на уроке в классе.
Знакомство с темой начинается с того, что ученик получает домашнее задание — познакомиться с теорией по определенной теме в дистанционной форме (видеоурок или видеоролик). Но мало только представить теорию. Надо дать возможность обучающемуся убедиться, что он с ней разобрался. Для этого предлагается задание для самопроверки (например, тесты с возможностью проверить правильность ответов). А также подготовка к уроку может содержать рекомендации, что следует принести на урок, письменные заготовки в тетради.
Инфографика — 4 модели смешанного обучения
Рассмотренные 4 модели достаточно легко реализовать в классно-урочной системе. Поэтому я создал инфографику по ним, чтобы было удобнее распространять информацию.
Кроме перечисленных моделей можно назвать еще несколько. Они отличаются увеличивающейся долей онлайн-обучения. Для нашей школы такие модели, как мне кажется, достаточно экзотичны, поэтому не внесены в инфографику.
5. Автономная группа
Модель Автономная группа — это может быть и аудиторная (классная) работа, и дистанционное сопровождение образовательных программ. В этой форме отсутствуют требования к зонированию образовательного пространства. Содержание деятельности обучающихся ориентировано на индивидуальную и совместную деятельность. Применяется при разноуровневой подготовки учащихся, неоднородности класса (психологический настрой, мотивация, знания ИКТ), наличие детей с ОВЗ и т.д..
Каждая группа должна быть обеспечена необходимым набором устройств с соответствующими технологическими возможностями. Учитель должен предусматривать различное содержание и методы обучения для различных автономных групп, регулярное проведение контроля и оценивания развития познавательной сферы обучающихся.
6. Виртуальная модель
В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.
Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик — спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования.
Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику
7. Модель «Обучающий конкурс»
В основе этой модели лежит серия дистанционных обучающих конкурсов, задания которых созданы с учетом ФГОС и итоговых образовательных результатов по предмету.
Использовать эту модель можно в нескольких форматах: параллельно прохождению образовательной программы, с опережением или возвращаясь к уже изученному.
Конкурс выступает мотивирующей составляющей, повышающей познавательную активность и интерес к изучаемому предмету.
Апробация данной модели сейчас проводится Центром «Снейл» на базе нескольких Омских школ.