Довольно долго обучение планировалось (примерно) по следующим шагам:
Шаг 1: Определение темы контента, который необходимо осветить
Шаг 2: Планирование последовательности занятий для преподавания
Шаг 3: Создание оценки для измерения эффективности обучения
Всё.
В своей книге «Understanding by design» , Грант Виггинс и Джей МакТай знакомят нас с обратным проектированием (Backward Design), подходом к планированию обучения, который начинается с конечной цели, после чего работает в обратном направлении.
Перечислим для понимания шаги:
Шаг 1: Определение того, что учащиеся должны знать, уметь и делать к концу обучения
Шаг 2: Создание оценки для измерения результатов обучения
Шаг 3: Планирование последовательности занятий, которые подготовят учащихся к успешной сдаче тестирования, экзамена и иных форм оценки знаний
Разница между первым и вторым подходом очевидная.
Для наглядности можно ознакомиться со схемой модели обратного дизайна.
Стоит отметить, что модель популярна для обучения, в котором чётко ясно, какие знания, умения и навыки (или компетенции) необходимы обучающемуся для успешного выполнения им определенной деятельности.
Именно поэтому, пожалуй, модель широко используется в корпоративном обучении. Где для обучающихся чётко поставлена задача по формированию навыка, который поможет им успешно выполнять свои функции. В такой ситуации модель отталкивается от цели обучения, что и составляет её фундамент.
Кстати, для тех кто знаком с ТРИЗ, модель обратного дизайна не является «новинкой», так как в ТРИЗ существует такое понятие как ИКР (идеальный конечный результат), которое полностью отражает концепцию Backward Design.
Михаил Осипов
Автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения», образовательный методолог