Использование модели «Смена занятий в рабочих зонах» является наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определяется учителем, который оборудует класс так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме. Такая модель эффективна, например, для проведения лабораторных работ по химии, биологии, физики, для организации проектной и исследовательской деятельности школьников.
Методический прием смены «зон» или «станций», который был использован и ранее в рамках традиционного обучения, модифицирован на основе следующих положений:
- Работа в одной зоне обязательно должна быть основана на использовании электронных средств обучения. Время работы в данной зоне не должно превышать 10-12 минут.
- Оборудованных рабочих мест должно быть больше, чем учащихся в классе, чтобы предотвратить потерю времени отдельными учениками при ожидании завершения работы других.
- Необходима организация предварительной подготовки учащихся к работе в каждой зоне, что рекомендуется сделать на подготовительном этапе.
- Схема урока включает три этапа: организационный, этап деятельности в рабочих зонах и этап рефлексии.
Структура урока
- Подготовительный этап. Работа на данном этапе основана на дистанционном взаимодействии учителя и учеников по принципу «перевернутого класса». Учитель предоставляет учащимся в электронном виде (через почту, сайт, платформу дистанционного взаимодействия, например, свой сайт) инструкцию проведения работы в зонах, отмечая, что в ходе организационного этапа на уроке вопросы учащихся будут рассмотрены. Учитель предоставляет учащимся возможность также задать вопрос дистанционно.
- Первый этап – организационный. Продолжительность 2-3 минуты. На данном этапе необходимо:
- создать позитивный эмоциональный настрой учащихся на работу;
- актуализировать знания по технике безопасности работы в химической лаборатории;
- рассмотреть возможные вопросы учащихся по инструкции практической работы.
- Второй этап – деятельность учащихся в рабочих зонах. Учитель формирует пространство рабочих зон в классе так, чтобы школьники, работая в разных зонах, не мешали друг другу и могли переходить из одной зоны в другую.
Предусматривается общий временной режим работы в каждой рабочей зоне: по 5-10 минут. Конечно, в зависимости от уровня достижений учащихся класса, учитель может использовать приемы работы, помогающие экономить учебное время: привлекать тех, кто раньше закончил работу к консультированию одноклассников, предлагать дополнительные задания для сильных учащихся, сокращать объем работы для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Для работы в каждой зоне предлагается инструкция с обязательным указанием на необходимость соблюдения правил техники безопасности.
- Третий этап – рефлексия. Продолжительность 5-6 минут. На данном этапе необходимо организовать обсуждение результатов работы.
Преимущества модели «Смена рабочих зон»
- повышение мотивации учебной деятельности на основе интереса учащихся к самостоятельной практической деятельности, организованной в разных рабочих зонах;
- возможность индивидуализации обучения за счет работы учащихся в малых группах при необходимой поддержке учителя и в индивидуальном темпе. Эта особенность позволяет проявить отдельное внимание, как одаренному ученику, так и тому, кто испытывает сложности в обучении.
- снижение утомляемости учащихся за счет смены деятельности в разных рабочих группах;
- развитие коммуникативности на основе совместной работы в группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса;
- возможность изучения свойств токсичных веществ, а также веществ малодоступных для школьной лаборатории, используя ИКТ;
- развитие навыков интерпретации, как реального химического эксперимента, так и виртуального;
- решение проблемы недостатка химического оборудования за счет необходимости оборудовать пять столов в рабочей зоне (один ряд) вместо двенадцати – пятнадцати столов для всего класса по теме. В результате учащиеся имеют возможность работать в разных зонах с разным оборудованием и, следовательно, выполнить больше практических задач, что способствует развитию навыков постановки эксперимента.
Риски использования модели «Смена рабочих зон»
Как и любой другой метод обучения, данная модель не является универсальным способом решения всех дидактических проблем и имеет свой диапазон применения. Отметим те ограничения, с которыми учитель может столкнуться в ходе использования данной модели:
- трудность контроля работы групп для учителя в случае большого количества (более двадцати человек) учащихся в классе. Решить эту проблему можно организацией работы с источниками информации на бумажных носителях в одной из зон, что требует меньшего внимания учителя.
- разный темп работы учащихся в классе. Для решения этого вопроса, как было сказано выше, оборудуются лишние рабочие места в каждой зоне. Таким образом, учащимся не приходится ждать друг друга при выполнении работы.
- отсутствие выхода (плохая связь или блокирование нужного контента фильтрами) в Интернет для организации работы с видео материалами по теме. Для предотвращения возможных технических проблем с использованием материалов Сети лучше использовать сохраненные на электронных носителях копии видео файлов, которые загружаются на все ноутбуки (планшеты), с которыми работают учащиеся на уроке.
Вывод
Сочетая традиционные средства обучения и ИКТ, учитель формирует развивающую информационно-предметную среду, на основе которой возможно повышение результативности обучения и развития личности каждого учащегося.