Автор: Дегтярёва Елена Валентиновна, методист ГБНОУ «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга
СЛАЙД 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления: «Роль воспитания в процессе становления личности».
Когда я училась в старших классах школы, наша учительница по биологии высказала мысль, что 70% личности человека закладывается ещё до его рождения, а 30% формируется под воздействием воспитания. Несмотря на то, что учитель преподавала генетику, я для себя не приняла это утверждение как истину.
Позже, когда я стала учителем, а потом родила троих детей, то вопросы, связанные с воспитанием стали для меня предметом изучения.
Воспитание – понятие многогранное. Его постоянно изучают, о нём спорят, ему пытаются дать определение не только люди, связанные с педагогикой, но и учёные, политики, творцы.
СЛАЙД 2.
Ещё в 17 веке Ян АмОс Комèнский — чешский педагог-гуманист, писатель, основоположник классно – урочной системы говорил, что воспитание – одна из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.
СЛАЙД 3.
И устанавливал троякую цель воспитания. Как мы видим, ставя на первое место веру и благочестие.
СЛАЙД 4.
Константин Дмитриевич Ушинский— русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России в 19 веке также делал упор на духовное развитие.
СЛАЙД 5.
А вот в словаре Ожегова воспитание рассматривается как некие навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
СЛАЙД 6.
Кроме разных трактовок понятия воспитания, люди не могут прийти к единому мнению, кто и в какой степени должен им заниматься.
СЛАЙД 7.
Безусловно, воспитание начинается в семье, и именно личный пример родителей играет колоссальную роль, но в современном мире дети проводят значительную часть своего активного времени в социуме (сначала детский сад, потом школа и дополнительные занятия).
СЛАЙД 8.
А с определённого возраста авторитет родителей перестаёт быть абсолютным. Для подростка важнее быть своим в компании сверстников. Разумеется, общество, окружающая среда влияют на процесс формирования незрелой личности.
СЛАЙД 9.
И тут хочется процитировать одного из моих любимых современных авторов-исполнителей собственных песен – Игоря Растеряева. Нам пятнадцать лет настало, А стране – всего четыре. Поломали идеалы, А кто прав, сказать забыли.
СЛАЙД 10,11
Речь идёт о 90-ых годах. И если в период Советского союза роль подросткового сообщества выполняла пионерская организация, на радио шли трансляции радио спектаклей, исполнялась популярная классика, да и детские фильмы вызывали у юных зрителей желание быть похожими на умных, честных, добрых, отважных героев. После развала страны, произошло обрушение ценностей.
СЛАЙД 12.
И, наконец, в 2020 году были приняты поправки в закон об образовании. То есть можно сказать, что на государственном уровне поддерживается идея о важности воспитания.
Образовательным учреждениям воспитательную функцию ставят в приоритетную задачу. Важно не только обучить ребёнка предпрофессиональным навыкам, но и заложить в нём такую нравственную основу, которая не позволит ему в дальнейшем использовать свои знания во вред другим людям или окружающей среде. Кроме того, профессионалы нужны нашей стране. И только сформировав активную гражданскую позицию у подростка, можно надеяться, что он будет трудиться на благо своей Родины.
СЛАЙД 13.
Направления воспитательной деятельности.
СЛАЙД 14.
Своей учительнице по биологии я бы ответила так. Гены можно сравнить с семенем, а процесс воспитания — выращиванием растения из него. Без хорошего семя невозможно вырастить хорошее растение, но наличие отборного семя отнюдь не гарантирует того, что растение вырастет.
Только целенаправленные усилия по правильному воспитанию ребенка в соответствующей среде, дадут положительные результаты.
СЛАЙД 15.
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.